|
|
|
О социальности
Этот раздел представляет собой просто заметки о тех вопросах социальности, которые не давали мне покоя довольно долго. Ни на какую истинность в последней инстанции они не претендуют, просто хотелось немного поговорить на эти темы.
* * *
Иногда кажется, что мир оглох от шума.
Сексуальность превратилась в «дай попить» – хотя напиться невозможно, люди себя не чувствуют.
Тело как ресурс
Тело как ресурс на крайний случай. К несчастью для мира, бедность доводит людей до использования тела как последнего ресурса – продажа органов, проституция.
Тело как доказательство – это тоже аргумент в споре, но тут этика применения должна быть строга, потому что легко выйти за рамки этически приемлемого.
Тело как доказательство
Тело как доказательство – так можно поступать только со своим телом.
Остальное – выходит за рамки человеческой этики, вернее, должно регулироваться социальными нормами разной степени строгости, в том числе правосудием и законами.
Что такое тело как доказательство? Это: эксперименты на чужих телах, убийства, издевательства, неоправданные ограничения, лишения свободы и пытки – с целью доказать что-либо.
Самоубийство, эксперименты над собственным телом и ограничения – это есть использование собственного тела как доказательства. Этически приемлемым является только использование своего тела и ничьих чужих.
Эстетство движет миром
Эстетство движет миром, который сам умеет ходить, двигаться и справляться с обстоятельствами. Но не работает как социальный проект для тех, кто беден, недвижим, болен, или не может держаться.
Что такое гуманитарность:
– сохранение жизни;
– забота о слабых и больных;
– приобщение к культуре, образование,
– за пределами церкви;
– возможности для людей;
– создание возможностей для ограниченных в них
– физически или обстоятельствами.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ХХ век
Движение западного общества во второй половине ХХ века было таковым (большие социально-философские движения в хронологическом порядке):
– антифашизм – движение началось после Второй мировой войны, которая показала поражение фашизма как абсолютно бессмысленной с точки зрения человечности идеи;
– философская школа то ли неофрейдизма, то ли неомарксизма – Г. Маркузе, Э. Фромм, Т. Адорно: предтеча сексуальной революции. Проблема смысла человека, проблема социального контроля, общество без оппозиции, подавление личности. Добрая половина деятелей этой школы – изгнанные в 1933 году из фашистской Германии философы, развернувшие свои идеи уже после Второй мировой войны в Америке, и реализовавшие там свой философский удар по действительности. Эрих Фромм является широко известным автором, тексты которого вышли за рамки узко профессиональной философской доктрины, его работы скорее можно классифицировать как мировоззренческую литературу;
– сексуальная революция – конец 1960-х. Несмотря на видимо одиозное поведение некоторых адептов, идеи, прорвавшиеся в мир благодаря этому движению, глубоки и затрагивали глубины человеческой психики; но поскольку вопрос слишком глубокий, не будем даже пытаться осветить его суть в двух абзацах;
– экологическое движение – в мировом масштабе фактически началось с деятельности Римского клуба, основанного в 1968 г. Аурелио Печчеи. Организация впервые заговорила о проблемах устойчивого развития, важности равновесия экосистемы Земли, и других проблемах устойчивости жизни на планете.
Две из основополагающих сил, лежащих в основе человека как биологического существа, затрагивались сексуальной революцией и экологическим движением. С вынесением этих проблем в поле общественной дискуссии они стали предметом осмысления, укоренения новых социальных норм, и идеи перешли в плоскость социальной практики.
– борьба с бедностью в мире – сейчас набирает обороты, но начало было положено еще в 1970-х, после того, как стали очевидными процессы глобализации, взаимозависимости экономик на всемирном уровне. Бедность переплетается с экологическими проблемами мира, ибо пока не решены основные задачи благосостояния населения и развития экономики, экологические проблемы всерьез не рассматриваются, если только страна не позиционируется как туристический рай;
– падение социализма как порядка, основанного на суровой лжи о свойствах человека, и его долженствовании. Падение социалистических режимов почему-то очень радовало мир, все были полны радужных надежд. Социалистические режимы совершили несколько преступлений против человечества: отрицание милосердия; разрушение связи поколений «отцы и дети»; отрицание возможности равенства душ независимо от происхождения; репрессии; неуважение к «непродуктивному» труду человека по поддержанию красоты, мягких связей семьи; примитивизм в понимании эстетических идеалов, отрицание эстетства; и т. д. Социалистическая идеология была полна манипуляций смыслами, что отвратительно сказалось на состоянии духа сегодняшних постсоветских стран. Мы привыкли к лжи, отвратительному отрицанию всего; не верим ни в какие силы; ни тем более в поступательность прогресса;
– глобализм начался как осознанное движение мира после 1970-х, когда пришло понимание взаимозависимости разных стран и миров, несмотря на всю разделенность границами, и религиозными, мировоззренческими и эстетическими идеалами. Однако статусом масштабного международного движения глобализм можно наградить только с появлением «антиглобалистов», начиная примерно с 1990-х годов. Такая вывернутость наизнанку смысла социального движения несколько смешна. Дело в том, что основными сторонниками глобализации, или теми, кто видел в ней позитивный смысл, долго были в основном политики, аналитики и финансисты высокого уровня – те, кто ни в какие движения обычно не объединяется. Но тем не менее, возьмем на себя наглость назвать это социальным движением, поскольку финансисты – это тоже часть социальности. Массовую применимость термина «глобализация» и внесение его в социальную практику осуществили как раз противники движения – так называемые «анти-глобалисты».
– собственно сейчас идет торжественное шествие по миру либерализма как идеологии – она основана на вопросе прав человека независимо от его происхождения, пола и прочих характеристик. Собственно, либерализм в суровом варианте как идеология ограниченной политической силы давно слился с противоположным ему консервативным крылом идеологического спектра, но вжился как повседневность.
В последние годы происходит инструментализация либеральных ценностей – факт поликультурности мира требует понимания, что есть реальные права человека, потому что обеспечение формальных прав еще не дает решения реальных проблем. Например, гибкий подход к реализации прав часто включает согласование этого концепта «право» – часто с обычаем, часто с местной спецификой писаных и неписаных законов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* * *
Суть террора – не в том, что человек виноват. Никакая вина не может быть бесконечной. Суть террора – ты виноват уж тем, что ты жив, что ты существо, которое можно терроризировать.
Ты are available – имеешься в наличии.
Магия Европы
Кофе, кафе и общая эстетика жизни большинства.
Туризм выглядит так, как будто всех пригласили в гости, а не просто как зарабатывание денег.
Пройти по улице с чашечкой кофе и газетой под мышкой – очарование Европы. Свободный стиль жизни доступен для многих.
Западная Европа в целом преуспела в борьбе с большими структурами. Part-timer'ы, люди, решающие свои финансовые проблемы путем частичной занятости – много свободы для дум и для творчества.
Забота о детях – одна из привлекательных черт Западной Европы. В сегодняшнем мире много детей доступны только тем, кто на полюсах социальной лестницы – либо очень богатым, либо очень бедным, кто и так уже за пределами мейнстрима социального процесса. Остальным придется признать, что дети сегодня – дорогое удовольствие, даже если они приносят радость. Европа помогает родителям в реализации этого права.
Простые вещи
Мир часто держится на простых вещах.
Поделиться хотя бы тем немногим, что есть.
Воздержаться от упреков, даже если есть повод.
Выполнять свой долг, даже если есть более привлекательные возможности.
Пожелать добра людям, с которыми вы еще не встретились, но обязательно встретитесь.
Подумать хорошо о людях, с которыми судьба развела, и вы не можете с ними встретиться, и не представляется случая о себе напомнить.
Поблагодарить тех, кто тебя не знает, но кто тебя чему-то научил.
Благословить мир, если хватит духа.
Попытаться прожить один день без осуждения – это вообще-то трудно.
* * *
Украинские мужчины – великолепие в запасе, причем желательно в недосягаемом, чтобы никто не дотянулся.
Поэтому самая большая женщина нашей страны – Верка N* Сердючка – нашла великолепие в себе и надела его на себя.
Украинские мужчины в целом часто отличаются инфантильностью – то есть непониманием всего круга обязательств по отношению к окружающим и непониманием потребностей этих окружающих во всей полноте. Часто они не в состоянии взять на себя заботу, и поэтому вообще мужчины предпочитают не замечать необходимость в ней.
Понятие взаимной поддержки с "окружающей" женщиной – чуждо среднестатистическому украинскому мужчине; то есть с женщиной, которой чаще всего ведется совместная жизнь.
В принципе, все это означает потребительское отношение к женщинам, нечестность в отношениях, и недооценка той работы, которую женщины обычно совершают над собой и над окружающей реальностью, чтобы сделать отношения содержательными и эстетичными.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* * *
Вас освободили, будьте ответственны. Это касается всех, кто освобожден – аристократия, люди вообще, советские мужчины.
Обычно люди воспринимают свою свободу как дар богов, но у свободы есть обратная сторона. Пока что свобода одних обеспечивается несвободой других, и поэтому – будьте ответственны.
Причем здесь советские мужчины? Советский Союз первым в мире провозгласил полноправность женщин, выдав им избирательные права в 1918 году, а также все прочие права. На самом деле, в деле политического освобождения женщины было сделано очень много. Но формальная свобода обернулась для женщин тяжким трудом, потому что на них легли двойные обязанности – и женские семейные и воспитательные никто с них не снял, и социально-экономические водрузили на те же плечи. Мужчины при этом пользуются всеми благами свободы в ситуации, когда женщина не есть зависимое от них существо на все 100%, но всегда можно скинуть на них все неприятные обязанности по поддержанию жизни. Особенно это касается последних десятилетий существования Советского Союза.
Семья в Советском Союзе деградировала как институт, а женщины по-прежнему ущемлены в возможностях, если нет твердой поддержки со стороны родительской семьи, поэтому вынуждены комбинировать свое благосостояние из собственных попыток реализоваться, родительской поддержки и благ, которые может обеспечить мужчина, которому предоставлено гораздо больше свободы действовать.
* * *
Люди законсервировались в своих семьях. Часто так происходит.
Большинству людей надо расширять диапазон своих мыслей друг о друге, диапазон понимания и интереса.
* * *
Почему все время деньги в маршрутках?
Постоянно сталкиваюсь с тем, что в маршрутках или других местах на полу попадаются мелкие монеты.
Оказывается, люди просто перестали подбирать деньги. Это стало как-то неоправданно, неприлично. Даже бедные бабушки в сберкассах – не подбирают монетку, упавшую у рассеянного посетителя. Это косвенный и довольно надежный признак увеличения уровня благосостояния. Люди немного расслабились.
* * *
Ситуация с мелочью – как раз иллюстрация того, как рождаются общие стереотипы и модели поведения. Значительная часть стереотипов навязывается бизнесом, СМИ, шоубизнесом и рекламой. Однако в данном случае речь идет о моделях, которые создаются реальной повседневностью, а не идеями.
* * *
Мои родители – беспомощное поколение инженеров. Почему беспомощное – они оказались самым беспомощным и растерянным слоем населения к началу трансформаций. Вместе с деятелями образования – самая проигравшая от экономических ужасов 1990-х часть населения.
Малоочевидная вещь, но как родители большинство советских инженеров были крайне инфантильны. Дети, брошенные на детские сады и бабушек-дедушек, походы, песни под гитару и алкоголь, отвлеченные идеалы, низкий уровень ответственности за происходящее вокруг – вот черты лучших людей советского строя.
Идеал советского по происхождению мужчины последних пятнадцати лет: невзрачен и недоверчив. И экономен, то есть не собирается ничего транжирить. Нет ничего хуже советского мужчины.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* * *
Украина в 16-17 век представляла первый случай демократии в Новое время, со времен античности – полностью выборный лидер, причем выбор происходил, кажется, без сословных ограничений. В отличие от Англии, где при наличии весьма условных на тот момент демократических институций, сохранялась монархия, сословные и имущественные ограничения для права выбора.
Очевидно украинский вариант демократии не мог прожить среди монархий того времени. Кроме того, у нее были свои недостатки:
Первое – военная структура общества, вернее, общественная структура, завязанная на организацию войска. Гражданские законы использовались либо польские, либо прямой указ гетьмана, военной старшины. Демократия не была обоснована граждански.
Конституция Пилипа Орлика времен И. Мазепы – одно из первых обоснований демократии, при том сложно организованной – через разделение ветвей власти – на законодательную, судебную и исполнительную.
Украинцы того времени не отделили правовое сознание от польского общества, но с Польшей завязался серьезный религиозный конфликт. К вопросу о важности космогонических представлений, концептуальности и исходных тезисов в политических процессах: Украина фактически пошла к России за православием, за Богом, а не гражданской культурой, которая была в Польше выше, чем в России.
Отдельно как общество Украина, возможно, могла бы выстоять, если бы деятели действовали более слаженно.
* * *
Когда речь идет о конфликте мировоззрений – нужна мудрость, душевная зоркость, и доброта для разрешения конфликта.
Проблема в том, что ни одна их мировоззренческих, религиозных и информационных систем не покрывает всей действительности. Максимум охвата составляет 80%.
Поэтому в противоположной точке зрения всегда может оказаться часть истины. Единственная правда для этого мира – мир, доброта и умение договариваться о совместной жизни.
* * *
Любая консервативная культура, с разветвленной космогонией, Богами и предписанными человеку правилами – создает развитую декоративную эстетику, но страдает недостатком импульса развития. Христианство давало гораздо больше свободы, ибо был Один бог и Он вел диалог с каждым человеком индивидуально, независимо от его места рождения, пола и положения в социальной иерархии.
* * *
Христианство – дало импульс развития огромной части мира. Суть христианской реальности: лучше сделать и потом попросить прощения в случае ошибки, чем мудрствовать о вечной жизни и ничего не сделать.
Культура прощения – дала очень много для развития и действенности социального действия.
* * *
Сегодняшний мир стал слишком рационалистичен, это гнетет многие души. Все современное искусство несет весть об иррационалистичности мира.
наверх | на главную |
|
|
|
|
|
|
|
|
|